Добро побеждает зло беседа. Классный час`Добро побеждает зло`. Игра «Добрый сказочный герой»

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Детский дом № 12»

«Научи свое сердце добру»

(Беседа с элементами игры)

Составила:

воспитатель

Деревцова Татьяна

Григорьевна

Цели:

Продолжать формировать представление воспитанниц о добре и зле;

Убедить в необходимости добра и недоступности зла.

Задачи:

Раскрыть положительные стороны доброты;

Развивать коммуникативные навыки, речь;

Формировать способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни;

Воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела.

Форма проведения:

Беседа с элементами игры.

Предварительная работа:

разработка сценария, изготовление разноцветных капель и цветов.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, разноцветные цветочки и капельки, караоке песня из мультфильма « Кот Леопольд» - « Если добрый ты…», меховая игрушка, аудиозапись со спокойной музыкой, магнитофон, ручка у каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети рассаживаются полукругом.

Воспитатель:

Я рада, что вы все здоровы и у всех у вас все хорошо. Пусть это занятие принесет вам радость общения, наполнит душу прекрасными чувствами. Мы поговорим на тему, очень важную для всех, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав высказывания детей. (Включаю видеозапись, где дети высказывают свое представление о добре)

Сообщение темы

И так, назовите тему нашего занятия или о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

Правильно, мы сегодня будем говорить о доброте, о необходимости добра и недоступности зла.

На экране четверостишие

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

добро творить трудней.

Что такое добро и что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.

Игра « Продолжи фразу»

- Продолжите фразу: « Добро- это………» (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: добро в первую очередь связано с умением сострадать, порадоваться, сопереживать, откликаться на чувства других. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Продолжите следующую фразу: « Зло – это……….» (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: зло- это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. Зло- это равнодушие, эгоизм, обман, пьянство; это когда сильный обижает слабого человека, младшие не уважают старших, взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и коварно. Зло маскируется, иногда его трудно распознать.

« Делать людям хорошо - хорошеть самому»

Как вы понимаете слова « хорошеть самому»? (Ответы детей)

(Надо больше совершать хороших поступков, от хороших поступков самому легче и приятнее, люди к тебе относятся лучше)

Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Почему? (Высказывания детей)

Игра « Разноцветные капельки»

На столе у вас лежат капельки, выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое, по-вашему, самое злое. (Воспитанницы выполняют задание)

Давайте закрепим их на доске. (Дети свои капельки закрепляют на доске) - Получился дождь зла.

Может ли добро победить зло? (Ответы детей)

Как сделать, чтобы добро победило зло? (Ответы детей)

Выберите снова капельку и напишите на ней добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло. (Дети выполняют задание)

Закрепляем сверху на капельках зла капельку с добрыми поступками и уничтожаем их. (Девочки по очереди закрепляют свои капельки)

Воспитатель подводит итог игры:

У нас на занятии произошло, как в сказке, добро победило зло. Но не всегда в жизни все происходит так просто. Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о

природе, не замечая при этом урну для мусора. От того, какие у вас будут друзья, какими вы будите людьми, зависит только от вас.

Физкультминутка:

Пляска « Потанцуем»

Цель: организовать активный отдых детей для повышения внимания и активности на последующем этапе занятия.

Воспитатель:

Я хочу вам рассказать одну историю.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший:: живая или мертвая?»

Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: « Все в твоих руках».

Беседа по содержанию

Как вы понимаете слова мудреца « Все в твоих руках»? (Ответы детей)

(Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от завистника)

На экране появляется пословица

Обратите внимание на экран: « Добрые дела красят человека». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

(После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплименты, это его украшает).

Эта пословица подходит к нашей истории? (Ответы детей)

(Да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, делал добрые дела, тогда и его знали бы в округе).

В жизни есть ценности, без которых нет жизни на земле. Назовите качества доброго, хорошего, положительного человека. (Добрый, благородный, честный, ответственный, умный, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродушный, достойный, отзывчивый, милосердный и т.д.)

Качества, которые вы назвали, не врожденные, их нужно воспитывать. Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать себе пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело от его сердца. Все в ваших руках, какие поступки совершать.

Игра « Поляна доброты»

Пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня, напишите его на цветочке. Если кто-нибудь не совершил добрый поступок, то напишите, какое доброе дело смогли бы вы сделать уже сегодня. (Дети зачитывают свои добрые поступки и дела)

Сейчас мы разместим эти цветы на нашей поляне. (Дети размещают свои цветы)

У нас получилась «Поляна доброты».

Игра « Передай добро по кругу»

(Звучит спокойная музыка).

Сегодня мы говорим о доброте. Давайте встанем в круг, будем передавать друг другу вот этого замечательного медвежонка и говорить при этом добрые пожелания.

Итог

Наше занятие подошло, подведем итог. О чем мы сегодня говорили?

Скажите, можно свое сердце научить добру?

Давайте беречь добро!

Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром.

А это зависит только от нас!

Вы еще дети, впереди у вас много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!

Я предлагаю закончить занятие на музыкальной нотке, споем песню из мультфильма « Кот Леопольд» - « Если добрый ты…»

Цели и задачи:

Воспитание этических норм поведения, чувств добра и сострадания, любви и милосердия;

Мотивация младших школьников на нравственные поступки и деяния.

Учитель должен заранее подготовить стихи, используемые в данном сценарии.

Описание классного часа

Ситуация «Что есть добро и зло?»

Учитель : Ребята, сегодня мне хотелось бы с вами поговорить на очень интересную тему «Что такое «добро» и «зло»? Как вы это понимаете?

В истории человечества этот вопрос обсуждается уже сотни лет. Битва между добром и злом, нравственным и безнравственным идет везде, где есть хотя бы два живых существа. Полемика между благопристойностью и безнравственностью, жертвенностью и эгоизмом, добрососедством и ненавистью идет между людьми разных стран и народов.

Все мы сталкиваемся в жизни с этой битвой и стремимся делать все от нас зависящее для торжества добра, совершать добрые дела, поступки, связанные с милосердием и благотворительностью. Что справедливо и что несправедливо? Что есть добро и зло?

Мы живем в такое время, когда нелегко ответить на эти вопросы. Поведение, рассматриваемое как неприемлемое одной группой людей, может казаться прекрасным другой. Вчерашние запреты могут вызывать удивление в сегодняшней повседневной деятельности. Вероятно, нет универсально одобренной модели справедливости и несправедливости. Чтобы вести праведную, полную смысла жизнь, мы должны уметь различать добро и зло, выбрать систему ценностей, направляющую наше поведение.

Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а «злым», «плохим» — отрицательную.

Добро и зло чаще всего связаны с двумя аспектами жизнедеятельности человека: мыслями (мышлением) и его поступками (действием). Мало «подумать о добре», важно совершить добрый поступок.

Покупка хлеба не есть поступок, но если человек делится хлебом с голодающим или отнимает его у страждущего — это поступки, получающие моральную оценку.

В реальной жизни люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и человеке идет борьба между «силами добра и зла», — одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры. Как складывается эта борьба? Что господствует в мире — добро или зло? Добр или зол человек по своей природе? Возможны различные варианты ответов на эти вопросы. И в связи с этим культура воспитанности человека в духе этических норм бытия может рассматриваться как средство преодоления зла.

Ребята, что такое добро и зло? (Рассуждения учеников)

Ситуация «Подумай и скажи»

Учитель : А теперь, ребята, послушайте несколько афоризмов о добре и зле и выскажите свое мнение: согласны ли вы с данным высказыванием или нет? Как вы поняли эти афоризмы?

В каком бы внешнем виде не столкнулись добро и зло, их битва всегда преисполнена великого смысла, направляющего судьбы мира. Вот что сказал по этому поводу чистейший помыслами и проникновеннейший Ибн-Хаким: «Нет ни одного злого дела и нет ни одного доброго, которое не отразилось бы на последующих поколениях, независимо от того, когда и где оно совершено — во дворце или хижине, на севере или на юге, и были тому делу очевидцы или нет; точно так же во зле и в добре не бывает ничтожных малозначащих дел, ибо из совокупности малых причин возникают великие следствия... (Л.В. Соловьев. Из «Повести о Ходже Насреддине»)

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живет! (Ш. Руставели)

Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие... (Ф. Рене де Шатобриан)

Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.H. Толстой)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Ф. Честерфилд)

Тот, кто делает добро другому, делает добро себе самому; не в смысле последствий, но самым актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость. (С. Луций Анней.)

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н. Толстой)

(Рассуждения ребят)

Учитель: Ребята, прослушайте стихи, а затем мы их обсудим:

Добро и зло. Извечная война,

То первое сильнее, то второе.

Победа, без сомнения, ценна,

Вот говорят: добро без кулаков,

Добро, что не умеет защититься —

Не стоит даже пары добрых слов,

Добро во все века непобедимо,

Так нас учили с детства, но увы -

Пути Господни неисповедимы

И не всегда, как кажется, правы....

(Отрывок из стихотворения Гойаклы «Добро и зло».)

Учитель: Вы догадались, о чем эти строки? (Рассуждения ребят) Действительно, о том, что порой за добро приходится бороться. Каждому из нас важно быть не просто «добреньким», а ежедневно проявлять доброту к окружающим нас людям, животным и природе. Да, действительно, порой правду, добро необходимо отстаивать в споре. Но сила добра при этом только увеличится, когда в сложных ситуациях мы сумеем доказать правду, добро и справедливость.

Таким образом, добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное.

Добро связывают с понятием блага, к которому относят то, что полезно людям. Из этого следует, что благо есть не сама польза, а лишь то, что приносит пользу (людям, животному миру, природе); так и зло — не сам вред, а то, что вызывает вред, приводит к нему.

Как и все моральные и этические нормы, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия).

Добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства.

Как качества личности, добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков. Как свойства поведения — в виде доброты и злобы. Добрый человек всегда отзывчив, внимателен, сердечен, способен разделить чужую радость, даже когда озабочен собственными проблемами, усталостью, когда у него есть оправдание для резкого слова или жеста. Добрый человек излучает тепло, щедрость и великодушие. Он естествен, доступен и отзывчив, при этом он не унижает своей добротой и не ставит никаких условий.

Зло противоположно добру. Это такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, оно возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье. Зависть побуждает личность совершать аморальные поступки. Не случайно зависть считается одним из самых тяжких грехов в христианской религии, ибо все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти.

Какой человек может быть добрым? (Рассуждения ребят)

Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Рассуждения ребят: любить людей, знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей)

Послушайте народные пословицы и поговорки о добре:

Доброта без разума пуста.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро — будешь сам без беды.

Доброе дело питает и душу и тело.

Добрый человек в добре живет век.

А вы, ребята, что сделали хорошего? Чем вы помогли людям? (Рассуждения учеников)

Давайте послушаем добрые стихи о добре.

Выходят ребята и читают стихи.

1-й ученик:

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги Тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

(И. Романов)

2-й ученик:

Как бы жизнь не летела —

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело —

Тем живем на земле.

(А. Лесных)

3-й ученик:

Ах как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

(М. Лисянский)

4-й ученик:

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким,

Иль попросту добрым лицом.

Вместе:

Как праздник, как счастье, как чудо

Идет доброта по земле.

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

(Ю. Друнина)

Учитель : А теперь я попрошу вас привести примеры добрых, глубоко нравственных поступков людей, своих товарищей или знакомых. Почему вы считаете, что приведенный вами пример — доброе дело и нравственный поступок? (Рассуждения учеников)

Учитель : Ребята, вы правильно понимаете, что в современном мире очень много соблазнов для плохих поступков. Но задача каждого человека—делать правильный выбор, совершать только те поступки, которые не противоречат закону, моральным нормам и правилам этикета. А теперь ребята прочитают вам стихи, которые можно взять за основу своих действий и поступков.

1-й ученик:

Добро и зло — извечный выбор,

Важнейший выбор человека,

Судьбы его первопричина и смысл его земного века.

2-й ученик:

Мгновенья выбора — великий дар,

Возможность с вечностью соприкоснуться,

Но важно тьму от света отличать,

Чтоб в этом выборе не обмануться.

3-й ученик:

Гордыне, лжи и страху ты не позволяй

В себя вселиться.

Тогда отступит злая тьма,

И сможет свет к тебе пробиться.

4-й ученик:

Когда покажется тебе,

Что ты все знаешь до конца,

Гони скорее эту мысль:

Она достойна лишь глупца.

(Ю. Новиков)

Учитель благодарит активных ребят и подводит их к главной мысли — каждый человек ежедневно должен совершать добрые дела.

Цель:

1.Формировать художественно-речевые навыки детей, развивать связную, эмоцио­нальную речь.

2.Формировать у детей на конкретных практических ситуациях, произведениях дет­ской художественной литературы представления о добре, о добрых поступках.

3.Подвести детей к пониманию того, что «доброе дело само за себя говорит»,

4. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам человека: зле, жестокости, зависти.

5.Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей, навыки культурного поведения.

6.Упражнять детей в умении определять состояние человека по пиктограммам, соот­носить состояние своего настроения с определенным цветом

7.Воспитывать в детях уважение к своим сверстникам, малышам, взрослым, желание сделать для них приятное, доброе.

Оборудование:

Зонтики; цветная бумага; клей; цветные лепестки; пиктограммы (радость, злость); пиктограмма, отражающая двойственность человека; пословицы; рассказ Е.Пермяка «Са­мое страшное»; рассказ В. Данникова «Канавка»; отрывок из стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте».

Предварительная работа:

Чтение произведений художественной литературы; беседы о добрых делах и по­ступках; заучивание стихов, пословиц, поговорок; игры; оформление книжки для малышей «Веселые затейники».

Дети! Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их и скажем «Здравствуй­те!»

Дети здороваются и садятся на стульчики.

- Здравствуйте!

Поклонившись мы друг другу сказали,

Хоть были совсем не знакомы.

Здравствуйте? -

Что особого мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Дети, а как вы думаете, отчего же это происходит?

Ответы детей. Этим знаком приветствия мы сказали: «Я тебя заметил», «Я желаю тебе здоровья» (варианты ответов).

Вы правы, дети. Мы поприветствовали друг друга, улыбнулись и нам ответили тем же. И мы почувствовали тепло, доброту, исходящую от всех нас.

Прикоснись ко мне добротой - И болезни смоет волной, И печаль обойдет стороной, Озарится душа красотой.

Но, к сожалению, в мире есть не только добро, но и зло. Давайте вместе с вами подумаем:

1. Какого человека можно назвать добрым? Ответы детей.

2. А какого - злым? Ответы детей.

3. Какое настроение у добрых людей? Ответы детей.

4. На что похоже добро?

Ответы детей (цветок, солнце, лучик, на маму...).

5. На что похоже зло?

Ответы детей (туча, яма, на дракона, клякса, облако...).

- Ребята, посмотрите на этих человечков (предлагается пиктограммы: радость и злость).

Как вы думаете, кто из них испытывает радость? Ответы детей.

- Как вы догадались? Опишите состояние радости. Ответы детей (светящиеся, веселые глаза; «рот до ушей»),

- А какое лицо у этого человека (показывается пиктограмма злости)? Ответы детей.

- Как вы догадались?

Ответы детей (брови нахмурены, губы сжаты).

- Вам оно нравится? Ответы детей.

- Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым? Ответы детей.

- Молодцы, дети! А какого цвета одежду вы бы подобрали для доброго человека? От­веты детей.

- А для злого человека? Ответы детей.

- А сейчас я вам предлагаю мимикой и жестами попытаться изобразить доброго челове­ка, злого человека.

Дети показывают.

- Молодцы! Все-таки согласитесь, как неприятно изображать злого человека.

Дети, а посмотрите на это изображение (пиктограмма двуличного лица).

Как вы думаете, что это означает? Ответы детей.

- Да, действительно, очень часто в нас, как бы живут две половинки. Ода половинка уго­варивает быть послушным, не капризничать, не дерзить, не лениться, вовремя ложиться спать и т.д. А вторая, наоборот - залезть куда-нибудь, стукнуть кого-нибудь; человек может быть упрямым, быть злым, сердитым, недовольным и совершать дурные поступ­ки. И если эта вторая половинка будет одерживать победу над той первой, то человек становиться все злее и злее.

Скажите, дети, к чему должен стремиться каждый из нас? Ответы детей.

Вывод: ДАВАЙТЕ ЧАЩЕ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ПЕРВОЙ ПОЛОВИНКЕ И ДА­РИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ, СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА И ПОСТУПКИ!

Дети, у меня в корзинке разноцветные лепестки. И я вам предлагаю выбрать лепесток, соответствующий настроению каждого из вас. Дети берут по лепестку.

- Давайте все вместе составим один цветок.

На какой цветок он похож? И у какой девочки был этот цветок, из какой сказки? Ответы детей (сказка В.Катаева «Цветик - семицветик», девочка-Женя).

- Представьте, дети, что и ваш лепесток может исполнить одно ваше желание. Подумай­те, каким оно будет?

Но прежде, чем сказать желание, давайте скажем волшебные слова:

ЛЕТИ, ЛЕТИ ЛЕПЕСТОК, ЧЕРЕЗ ЗАПАД НА ВОСТОК, ЧЕРЕЗ СЕВЕР, ЧЕРЕЗ ЮГ, ВОЗВРВЩАЙСЯ, СДЕЛАВ КРУГ. ЛИШЬ КОСНЕШЬСЯ ТЫ ЗЕМЛИ БЫТЬ ПО-МОЕМУ ВЕЛИ...

Воспитатель дает маленький комментарий по поводу желаний детей и просит на­звать желание Жени, которое ей принесло огромную радость и удовлетворение. И просит детей вспомнить пословицу, которая говорит о том, какой должна быть доброта.

- «Доброта без разума - пуста».

Ребята, вспомните, как Женя с мальчиком запрыгали от радости. Ваши желания тоже очень добрые, и они вызывают радость, поднимают настроение.

Вот я вам и предлагаю показать это «танцем настроения» Каждый ребенок «сочиняет» свои движения.

- Молодцы!

Дети садятся по стульчикам.

- Ребята, сегодня мне приснился чудесный сон. Во сне ко мне явилась добрая фея. Она сказала, что может перенести меня в любую сказку с помощью волшебной палочки, но с одним условием: Я должна помочь героям сказок сделать так, чтобы избежать плохо­го конца. Мне, как и вам, думаю, хочется побывать в сказке, но я затрудняюсь одна что-либо придумать. Может быть, все вместе мы справимся, и вы сможете мне подсказать.

Игровая ситуация: «Подскажи мне» Сказки:

1. «Красная шапочка»;

2. «Снегурочка»;

3. «Колобок»;

4. «Курочка ряба»;

5. «О рыбаке и рыбке»;

6. «Кукушка». Ответы детей.

- Спасибо, дети, за вашу доброту, вы мне очень помогли.

А теперь давайте поможем одному мальчику, его зовут Вова. Вот послушайте, что с ним случилось: Читается рассказ Е. Пермяковй «Самое страшное».

Е. Пермяк САМОЕ СТРАШНОЕ

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежи­ка под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним иг­рать. Оставили его - и все. Он к девочкам побежал. Но и де­вочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хо­тел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сер­дится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое толь­ко бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

- Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка? Ответы детей.

- Дети, скажите, так ли уж важно, чтобы все узнали о вашем добром поступке? И как вы думаете, обязательно ли надо рассказывать о своем добром поступке?

Ответы детей.

- А я знаю, что Аня Лаптева знает одну историю про мальчика Витю. Послушаем её.

Аня рассказывает рассказ «Канавка».

В. Донникова КАНАВКА

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за вет­ки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщи­на прошла с бидоном - чуть не упала.

А чтоб тебя! - рассердилась она на канавку:- Вот сколь­ко молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вы­терла руки - платье запачкала.

Противная канавища! - топнула девочка ногой и убе­жала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? - думает он.- Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

- Для кого постарался Витя. Когда сделал переход через канавку? Ответы детей.

- Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке? Ответы детей.

Вывод «ДОБРОЕ ДЕЛО САМО СЕБЯ ХВАЛИТ». Спешите делать добро!

Ты станешь славным человеком,

Найдешь заветную мечту.

Ведь ты возьмешь с собой в дорогу

Твою сестренку - доброту!

Раздается звон колокольчика.

- Слышите колокольчик. А я думаю не случайно. Мы с вами говорили о добре. А ведь только добрые волшебники появляются с колокольчиками.

А как вы думаете, почему? Ответы детей.

- Дети, да здесь зонтики и записка. (Зонтики белые)

- А как вы думаете, от кого все это? Ответы детей: от Оле - Лукойэ, читают записку:

Я ЗНАЮ, ЧТО ВЫ ОЧЕНЬ ДОБРЫЕ И ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА, И Я РАЗРЕШАЮ ВАМ РАСПОРЯДИТЬСЯ ЭТИМИ ЗОНТИКАМИ

ПО-ВАШЕМУ УСМОТРЕНИЮ. Я УВЕРЕН, ВЫ СДЕЛАЕТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНО!

ВАШОЛЕ-ЛУКОЙЭ.

Дети предлагают украсить зонтики веселыми картинками и подарить гостям.

Так как очень важно, чтобы добрые сны снились не только детям, но и взрослым

Классный час

Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.

Задачи урока

в области ценностей:

учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

в области опыта :

приобрести опыт коммуникативной деятельности;

в области знаний:

дать определение добра и зла; усвоить мотальные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека;

в области умений и навыков:

ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком;

индивидуально найти и назвать особенности добродетельных поступков.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся.

Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна!

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

2.Сообщение темы урока.

— Ребята, сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

Вы узнаете:

— Что такое добро.

— Что такое зло.

— Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

3. Игровой момент: соберите пословицу.

Добро, зло пропадёт а не умрёт. (Добро не умрёт, а зло пропадёт.)

— Как вы думаете, почему так говорят?

4.Беседа.

— Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей).

Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «Добрый человек».

Добро, по сути, можно творить ежесекундно. Можно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра. Думать о хорошем, посылать в мир светлые мысли, — мне кажется, это и есть творение добра, которое порой мы затрудняемся выразить в каких-то других своих поступках.

Однако понятно, что мыслью можно делать и обратное, даже не осознавая этого. Потому, особое внимание мне бы хотелось обратить на такую нашу несовершенную сторону, как зло.

— Как вы понимаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым? (Ответы детей) (Слайд 8)

Вот при таком поведении, мысли наши и слова приобретают своеобразные «крючки» или стрелы, которые больно ранят человека.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

— Ребята, как вы думаете, каким легче быть добрым, или злым? Почему?

    Игровой момент: соберите головоломку:

М! Д

О ОГАЙ

П Я ЛЮ М

(Помогай людям)

Как можно помогать людям? Как ещё можно творить добро?

Физ. минутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Только вот приложить усилия для установления мира и согласия как-то не получается, а ведь настоящая доброта – деятельная.

Поиграем в игру «Сделай доброе дело» (Слайд 10)

— Как бы мы могли им помочь?

— Бездомным собакам и кошкам;

— пожелтевшим от жары цветам;

— своей бабушке, которая несёт сумки;

— пожилым, больным людям в общественном транспорте;

— уставшей маме.

    Притча о добре и зле. (Слайд11)

— Ребята, послушайте притчу.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Скажите, о каких двух волках говорил старик? Как вы понимаете последнюю фразу?

    Рефлексия.

— Какие добрые дела можем совершить мы?

— Ребята, давайте совершим доброе дело сейчас, на уроке.

Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь ему. Скажите своему однокласснику хорошие, добрые слова и пожелайте добра.

— Выйдите к доске, напишите или нарисуйте, что для вас значит доброта.

    Итог урока.

— Что вы узнали о добре и зле?

— Как можно сделать мир добрее?

— Почему надо бороться со злом?

— Дети, я думаю, если мы будем заботиться о росте этого пусть ещё маленького зёрнышка добра, который есть в нашем сердце, — оно обязательно превратится в то солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас — добрее, милосерднее и щедрее.

    Задание на дом.

— Ребята, предлагаю выбрать вам одно из заданий:

1) Запишите: сколько добрых дел вы совершили за неделю, опишите одно подробно;

2) Составьте правила доброжелательности;

3) Поговорите дома с членами семьи, друзьями о добре и зле. Вспомните святых и расскажите на следующем уроке, какие добрые дела они совершили.